ru Ру     de De     НА ПЕРВУЮ  /  Карта сайта  /  в Избранное    
Brando - Наш Чемпион!
Племенной питомник ротвейлеров 
«Отрадный Двор»
 
 
Май 2009

На продаже есть отличный подрощенный мальчик с прекрасной психикой
(продается по семейным обстоятельствам).

Подробности по телефону:
(499) 907-55-70.

Октябрь 2008

ПРЕДЛАГАЮТСЯ ЩЕНКИ!
Родились щенки от Звездной пары — Brando Earl Antonius
и Beatriche s Otradnogo Dvora.
Читайте подробнее в разделе о продаже щенков.
Октябрь 2004

Обновленная, более удобная, гостевая книга для нашего комфортного общения о ротвейлерах. :)
Июнь 2004

ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Gonzzo Earl Antonius, брата Brando Earl Antonius, с выдающимися победами на рингах крупнейших выс-
тавок Европы и присужде-
нием титула абсолютного Чемпиона I.F.R. (Италия Болонья 2004) Европы!
Май 2004

Теперь мы ближе к Вам!
С новым веб-адресом: www.otradnydvor.ru
(нажмите, чтобы запомнить наш адрес в Избранном)
Все новости >>

Корма из Германии


 

 

 

Доместикация собак II - Собаки у разных народов (средние века)


Считается, что первую научную классификацию пород собак предложил Бюффон. Знаменитый французский натуралист XVIII века.

К тому времени было уже известно около сотни пород, и Бюффону, очевидно, пришлось нелегко. Трудно сказать почему, но как основу для своей классификации он выбрал... форму ушей собак. К одной группе отнес со стоячими ушами, к другой - с полустоячими, к третьей - с висячими... В особую группу объединил собак с "дряблыми" ушами.

Попытки классифицировать породы собак были и раньше. Ведь уже за семь с лишним тысячелетий до Бюффона люди хорошо различали собак разных пород и как-то классифицировали их. Но ни научной, ни какой-либо иной строгой классификации тогда не было. Впрочем, и пород собак в те времена было мало. Даже в Древнем Египте, где собаки уже играли в жизни людей большую роль и разведению их придавали особое значение, насчитывалось не больше полутора десятков пород.

О жизни Древнего Египта мы знаем из различных источников, в том числе и по изображениям на гробницах и других памятниках культуры.

Первое место на изображениях занимают охотничьи собаки. Правда, название "охотничьи" - это уже из наших времен. Но скажем так: собаки, с которыми охотились в Древнем Египте. Сцены охоты на дошедших до нас памятниках древнеегипетской культуры встречаются довольно часто. По ним можно судить, какие собаки были самыми любимыми - художники выписывали их с особенной тщательностью. Самой любимой, по-видимому, была египетская борзая - животное длинноногое, поджарое, с острыми стоячими ушами. С борзыми охотились на газелей. На собак надевали ошейники, часто украшенные драгоценными камнями.

Были и мощные, похожие на гончих, собаки. По величине, если верить художникам Египта, они не уступали львам. И охотились с ними на львов.
Таксы - еще одна из пород, которую знали египтяне. Но неизвестно, сами ли их вывели в Египте, или такса попала туда такой, какая она есть. Неизвестно, и для чего держали такс - для охоты или просто для забавы.

Встречаются на изображениях собаки, похожие на современных пойнтеров. Этих явно использовали на охоте.

Кроме охотничьих в Древнем Египте разводили и пастушьих собак. Они охраняли и помогали перегонять скот. Их изображения также встречаются на различных памятниках культуры. Были рабочие собаки - крупные, сильные. Они приводили в движение колеса сооружений, перекачивающих воду.

Имелись и маленькие собачки. На одном из изображений охоты рядом с борзыми нарисована такая собачка без поводка. Похоже, она помогает двум борзым и прирученному льву в охоте на быка.

Если роль именно этой собачки нам неясна, то. о других малышках, которых разводили в Египте, известно доподлинно: их держали для души. До нас дошло даже имя одного из тех, кто разводил маленьких собачек. Это был писец Ногар-Гу. У него имелось двести таких песиков. Маленьких песиков очень любили в Древнем Египте, по умершей собачке носили траур, трупик ее бальзамировали и торжественно хоронили.

Впрочем, дело здесь было не только и не столько в любви. В истории человечества не было, пожалуй, другого народа, имевшего столько богов, как у египтян. Не было другой страны, где боги играли бы большую роль в сознании людей. Боги главные и боги второстепенные, боги общегосударственные и боги местные, почитаемые в отдельных номах. Ном - это что-то вроде района или округа, словом, административно-территориальная единица в Древнем Египте.

Боги, по верованиям древних египтян, управляли всем - солнцем и водами, жизнью и смертью, войнами и урожаем. В определенный период древнеегипетской культуры богам придавали облик животных. Позже они приобрели облик человека, но с некоторыми чертами животных. А иные животные были просто священны в Египте. Все сказанное относится и к собаке. Современные ученые считают, что поклонение животным в Египте развилось на тотемической основе. Тотемизм - это вера в то, что определенная группа людей ведет свой род от какого-либо животного. Реже - от растения. Животное или растение, от которого якобы произошел род, и есть тотем.

Животных-тотемов в Египте было множество. Была в их числе и собака. Любопытно, что изображение собак, как и изображения некоторых других животных-тотемов, помещалось на знаменах.

Собака поначалу была божеством отдельных номов, или, как говорят, локальным божеством. После объединения Египта многие локальные божества утратили свое значение, другие - превратились в общенациональные. Изменилось значение и божества-собаки. Из локального оно превратилось в общеегипетское божество Анубиса - бога умерших.

Сначала Анубиса олицетворяла просто собака, позже его стали изображать в виде человека, но с головой собаки. А простые смертные собаки были посвящены Анубису. Посвящена была ему и та маленькая собачка, по которой носили траур и трупик которой бальзамировали. Существует мнение, что священными в Древнем Египте объявляли тех животных, что были полезны людям. Если это так, то собака абсолютно заслужила право на признательность человека.

Были у египтян и другие веские причины, чтобы почитать собаку. Египтяне заметили, что накануне ежегодного разлива Нила на горизонте зажигается яркая звезда. Разливы Нила имели очень большое значение для египтян. После спада воды на берегу оставался плодородный слой ила. И это давало возможность получать хорошие урожаи. К разливу Нила готовились заранее, ждали его. Своим появлением звезда как бы предупреждала о предстоящем разливе священной реки. Египтяне считали это божественным предзнаменованием. В их сознании как-то образовалась связь между звездой, предупреждающей о разливе, и собакой, которая своим лаем предупреждает о чьем-нибудь появлении. Поэтому звезда была названа Сириусом (гончей собакой), а сама собака стала священным символом бдительности.

В Америке, как считают, собак не одомашнивали. Они попали туда прирученными или полуприрученными. Пришли вслед за людьми из Азии. Через перешеек, на месте которого теперь Берингов пролив. Но и здесь собака быстро заняла важное место и в практической жизни людей, и в их сознании. У многих она стала тотемическим и священным животным. В одном из племен североамериканских индейцев до сих пор хранится предание о собаке-тотеме, которая погибла, защищая людей племени, - была растерзана великаном.

У другого индейского племени - черноногих - собаки тоже были священными. Их приносили в жертву умершим и хоронили вместе с ними.

У многих народов существовала вера в загробную жизнь. Считалось, что и в ней без собаки не обойтись. Собака скрасит человеку длинный скорбный путь, проводит его, укажет дорогу, поможет в пути, а если потребуется - защитит. Верили, что отлетевшая после смерти душа человека вновь возвращается в тело умершего и должна найти это тело в целости и сохранности. Поэтому трупы людей особым образом обрабатывали, бальзамировали. Бальзамированное тело называют мумией.

Собак тоже мумифицировали. В Древнем Египте. Это мы уже знаем. Кое-где на территории теперешней Северной Америки.

Сравнительно недавно на юго-западе Соединенных Штатов были найдены захоронения, сделанные людьми доколумбовой эпохи. В одной из могил обнаружили мумии двух собак (одна, кстати, была очень похожа на современного спаниеля). Рядом с мумиями были заботливо положены две оленьи косточки, окрашенные в красный цвет, - еда на время путешествия в неизвестность. В другом захоронении была найдена мумия собаки, похожей на колли. Мумия так хорошо сохранилась, что ее даже показывали на собачьей выставке, где она была удостоена приза так называемой "Голубой ленты". Между прочим, эти находки, помимо всего остального, важны еще и тем, что подтверждают: в Новом Свете еще задолго до прихода туда европейцев существовало немало хорошо различимых пород собак.

Интересные захоронения собак обнаружили на территории нашей страны экспедиции профессора Н. Н. Дикова и академика А. П. Окладникова. Экспедиция Дикова работала на Камчатке. Здесь обнаружили захоронение собаки, погибшей десять тысяч лет назад. Собака была похоронена с большими почестями, как знатная особа. Пришли к этому выводу потому, что рядом с ее останками сохранились следы охры - древнего символа крови и возрождения. Есть все основания считать, что собака в этих краях была тотемическим животным местных жителей.

Иного характера находка экспедиции Окладникова. Работала она на одном из островов озера Байкал и обнаружила некрополь, где три с половиной - четыре тысячи лет назад был похоронен предводитель одного из сибирских племен. Рядом с ним археологи нашли останки двух собак. Они, видимо, должны были охранять своего хозяина и указать душе умершего дорогу в страну предков.

Мумии небольших собачек находят и в Мексике. Кстати, изображения таких собачек часто встречаются на мексиканских пирамидах. Собачек называли мексиканскими терьерами, орнаментальными собачками, а сравнительно недавно они получили официальное имя - чихуахуа. По названию одного из штатов Мексики.

Когда-то чихуахуа была широко распространена в Центральной и Южной Америке. У ацтеков - древних жителей Мексики - она считалась священной. О ней как об одном из чудес Нового Света - так называли когда-то Америку - рассказывал Христофор Колумб.

В отличие от других собак, служивших людям далекого прошлого, о которых мы знаем лишь по изображениям, костным остаткам, иногда по описаниям, о чихуахуа мы можем судить по "подлиннику".

Облик чихуахуа не изменился и до наших дней. В Европу эта собачка попала впервые в XVIII веке, но почему-то не прижилась. Не прижилась она и в Северной Америке и получила там "постоянную прописку" лишь в конце прошлого века.

Во второй раз чихуахуа появилась в Европе с полвека назад и быстро завоевала всеобщую симпатию. Еще бы! В таком крохотном - менее десяти сантиметров в длину - существе бьется отважное сердце. Эта малышка, не задумываясь, бросается на защиту хозяина, точно выполняет все его команды. Можно предположить, что именно это сочетание - крохотные размеры и огромная отвага, сообразительность и исполнительность - некогда покорило ацтеков. Перед чихуахуа стали преклоняться. Стали считать ее священной.

Большими почестями и уважением пользовалась собака у многих народов Востока. Возможно, и здесь, как и в других странах, религиозные воззрения тесно переплелись с житейскими представлениями о пользе животных. Во всяком случае, в зороастризме - религии, предшествующей в некоторых странах исламу, собаке отводилась исключительная роль. В той части Авесты, священного писания, где говорится об обрядовой, религиозной и юридической стороне и которая называется Венди-дат (или Вэндидат), что значит "против дэвов данная" (дэвы - это злые духи), две главы целиком посвящены собаке. В одной из них есть такие слова - "умом собаки держится мир".

Конечно, в священной книге говорится о священных собаках, но фактически речь идет о собаках вообще. (Где они, священные, кто их видел, чем они отличаются от остальных?) Поэтому слова священной книги о том, что собака наиболее чистое животное, распространялись на всех собак. И все они, как утверждала Авеста, обладали таинственной силой в борьбе против мрачного божества Анхра-Майнью и его духов. Именно поэтому категорически запрещалось убивать собак. Если собака погибла, хоронили ее с почестями, останки помещали в оссуарии - специальные глиняные ящики - костехранилища. В таких же хранили и кости умерших людей.

Шло время. На смену зороастризму во многих странах пришел ислам. Собаки были объявлены "нечистыми" животными. Их стали изгонять из человеческих жилищ, начались гонения на собак в городах. Но бедуины-кочевники не захотели расставаться со своим четвероногим другом. А какой это был друг! Арабская борзая салука, воспетая всеми арабскими поэтами древности. Они называли ее самым прекрасным существом на свете, приписывали все самые благородные качества. И чтобы как-то выйти из положения - и четвероногого друга не потерять, и аллаха не прогневить, - бедуины просто-напросто решили не считать салуку... собакой!

Античным обычно называют время существования Древней Греции и Древнего Рима. В античном мире собака тоже пользовалась заботой, любовью, почитанием. В Древней Греции она была посвящена нескольким важным богам и богиням. Артемиде - богине плодородия, покровительнице животных и охоты. Гермесу - вначале богу пастухов и покровителю скотоводов, а позже - покровителю путников и торговли. Гекате - богине мрака и волшебства.

Но собак в античном мире почитали не только как существ, посвященных богам. Их еще и просто любили. О них восторженно писали поэты и драматурги. Писал Аристофан в одной из своих комедий. О собаке Аргосе, принадлежавшей царю Одиссею, мы читаем в 17-й песне поэмы Гомера. О собаках писали ученые Древней Греции, а позже - ученые, писатели и поэты Древнего Рима: Геродот, Плутарх и Страбон, Плиний, Варрон, Вергилий, Тит Лукреций Кар...

Известный древнегреческий писатель Ксенофонт сочинил специальный трактат об охоте с собаками. Древнеримский поэт Гораций пишет стихотворный трактат об уходе за собаками. Видимо, в Риме тогда собаками занимались всерьез. А до Рима - в Греции.

Во всяком случае, Аристотель оставил нам довольно подробное описание восьми породных групп собак. .Одну из собак, описанных Аристотелем (она похожа на современного шпица), греки изобразили на монетах. ,

В Римской империи собаки ставились тоже очень высоко и их изображения были выбиты на монетах сицилийских городов. Особенно ценили римляне так называемых молосских собак, попавших сначала из Азии в Грецию и затем - в Рим.

Существует несколько версий относительно того, как попали эти собаки в Европу. Одна из наиболее достоверных: их привез Александр Македонский из своих походов. Греческий историк Флавий Арриан, живший во II веке, в своем труде "Поход Александра" писал, что индийский царь Сапиф среди множества богатых даров, преподнесенных Александру Македонскому, подарил ему и полторы сотни собак удивительных размеров и силы. "Говорили, - писал Арриан, - что это помесь кобелей и тигриц". И в Древней Греции и в Риме продолжали улучшать уже известные и выводить новые породы собак. Самое большое внимание уделяли служебным.

...Идет время. Собак начинают использовать все шире и шире. Они несут уже не только сторожевую службу, охраняя дома горожан, но и караульную - выполняют роль часовых в гарнизонах. Появляются и собаки-ищейки. Любопытны в этой связи клички собак, которь1е приводит Флавий Арриан: Филакс (Сторож), Медакс (Стереги), Тайхон (Хватай), Хорме (Нападающий).

Общественных собак, военных и караульных, видимо, вскоре стало так много, что в Греции, Риме вводятся специальные законы, обязывающие земледельцев вносить определенную плату или отдавать какую-то часть урожая на содержание собак.

Были, конечно, и собаки, принадлежавшие отдельным лицам. Любопытно, что при раскопке Помпеев - города, погибшего в 79 году во время извержения Везувия, была найдена табличка с надписью, соответствующей теперешней: "Осторожно, злая собака!"

Собаки участвовали в сражениях рядом с воинами, а зачастую и впереди них. Были они в боевых доспехах и специальных ошейниках с длинными шипами. Ошейники защищали горло и шею. Такие собаки сражались в войсках римлян, например. А у Александра Македонского имелись особые отряды или воинские подразделения собак.

В Индии собаки шли в бой с горящими факелами, укрепленными на их спинах. Собаки принимали участие в войнах и гораздо позже. Например, в XII - XIII веках английские короли широко использовали собак в борьбе с шотландцами. Граф Эссекс, отправляясь на борьбу с ирландцами, взял с собой собачье "войско" из восьмисот животных, а три столетия спустя король Англии Генрих VIII, заключив союз с императором Карлом V, послал ему четыреста собак для борьбы с французами.

Заставляли собак принимать участие и в различных завоевательных походах. В покорении, например, испанцами коренных жителей Америки. А позже они, подчиняясь плантаторам, отыскивали беглых рабов-негров.

Это, безусловно, черные страницы в истории отношений людей и собак. Но разве в этом виноваты собаки? Они лишь выполняли то, чему их научили люди.

Но "как бы человек ни старался выучить собак истреблять людей, - писал в середине прошлого века французский натуралист А. Манжен, - он никогда не достигнет того, что это животное сделается таким же испорченным существом, как он сам".

Звучит, конечно, наивно. Но по существу - правильно. Собака благородна по своей сути. А все остальное - отклонение от сути!

И поэтому, наверное, не за воинские подвиги ценили люди собак. Во всяком случае, за воинские подвиги ценили меньше всего.

Характерно, что древние германцы, тоже широко использовавшие боевых псов, не считали нужным назначать штраф за похищение такой собаки. А вот за кражу дворовой взимался штраф в одну золотую монету, за кражу пастушьей - три, гончей - шесть, а за ищейку - двенадцать золотых!

На Руси военных собак не существовало. (Собака Петра I, постоянно находившаяся при нем во время сражений и служившая часто связной, - не в счет.) Однако и на Руси за кражу собаки налагался штраф. И по тем временам очень большой - три гривны. Только за хищение вола, самого нужного в крестьянском хозяйстве животного, взимался такой же штраф. Этот закон действовал, насколько нам сейчас известно, с XI века, когда Ярославом Мудрым был издан первый на Руси свод законов.

Действовал он и много позже. Этот же штраф указан и в "Правосудии Митрополичьем", относящемся к XIII веку, по предположению одних ученых, а по предположению других - к XVI веку.

А чтобы понятнее была цена собаки, подскажем: гривна представляла собой слиток серебра весом 205 граммов. При денежных расчетах использовали ногаты - 1/20 либо куны - 1/50 гривны. По ценам тех времен овца стоила 5 кун, корова - 40 кун (то есть даже меньше гривны), резвый жеребец - одну гривну. А вот собака - три гривны! То есть столько же, сколько три скакуна!

Можно продолжить рассказ о том, как люди ценили собак и как их использовали, как собака все больше и больше становилась нужна человеку, как расширялось ее "поле деятельности", как совершенствовались породы и выводились новые, все более специализированные. И рассказ этот будет бесконечен, потому что значение собак в жизни людей тоже бесконечно.

Иногда говорят: собака вывела человека в люди. Шутка, конечно. И все же давайте-ка вспомним. Поначалу собака охраняла человека от диких животных, предупреждала об опасности. Потом стала помогать на охоте. Благодаря собакам охота стала удачнее, добычливей, и это не могло не сказаться благотворно на развитии рода человеческого. Люди освоили земледелие, скотоводство. И рядом с первыми скотоводами снова была собака, освоившая новую для нее профессию - пастуха.

Проходили века. Человечество взрослело, умнело, развивалось. И рядом с человеком постоянно шел его самый первый, самый верный спутник и самый близкий сосед по планете - собака.


подборка А. Матвеева


 

вот такие мы активные :)
Рейтинг@Mail.ru Лучшие щенки немецкого карликового (померанского) шпица в Москве!
Rambler's Top100
Зооклуб - сервер о животных
все о животных - породы собак, кошек, продажа, питомники, доска объявлений Каталог сайтов Daily-Net
Copyright © 2001–2004. Племенной питомник ротвейлеров «Отрадный Двор» – 8 (499) 907-55-70. Все права защищены.
C вопросами и предложениями обращайтесь на admin@otradnydvor.ru, либо по телефону 8 (926) 206-05-94.
Дизайн – SiberShami.