|
Доместикация собак I. (Древность)
Две истины несомненны: собака была первым животным, начавшим служить человеку, и произошло это в незапамятные времена. Но вот когда и где это случилось? На эти вопросы вряд ли можно дать однозначный ответ. И все же почему бы не заглянуть в далекое прошлое нашего самого близкого и самого верного соседа по планете?
Разные науки позволяют нам составить представление о жизни на Земле в отдаленные времена. Палеонтология, исследующая окаменелые остатки живых организмов, которые существовали на нашей планете миллионы лет назад, и следы их жизнедеятельности. Антропология - наука о том, какие стадии развития прошел человек на пути к своему нынешнему виду. Археология, изучающая остатки предметов быта, орудия, оружие, древние поселения, произведения искусства наших предков и по всему этому воссоздающая историческое прошлое отдельных народов и всего человечества. Лингвистика, или языкознание, - наука, исследующая, в частности, возникновение и развитие языков разных народов.
Любопытно, что именно лингвистика дала интересные доказательства того, что собака стала домашним животным очень и очень давно. Наш отечественный ученый-языковед, академик Н. Я. Марр доказал, что во многих языках слово, имеющее смысл "собака", гораздо более древнее, чем слова, обозначавшие диких родственников собаки.
Но конечно, не лингвистика дает основной материал для выяснения истории появления собаки при человеке. Огромный материал дали раскопки на местах стоянок наших далеких предков.
Во время раскопок ученые нет-нет да и наталкиваются на так называемые "кухонные кучи". В современном нашем понимании это попросту свалки. Главным образом остатков пищи древних людей. Свалки эти - сущий клад для тех; кто изучает, какие животные служили человеку пищей, какие водились в тех местах, где поселялись люди, каких было больше, каких меньше и даже в каких взаимоотношениях были люди и животные тех времен. Так вот, среди множества костей, обнаруженных в "кухонных кучах", было найдено немало и собачьих. Казалось бы, чего проще! Надо определить возраст собачьих костей - кстати, для современной науки это не проблема, - и станет ясно: столько-то тысяч лет назад собака уже жила рядом с человеком.
Здесь, однако, не все так просто. Возраст-то костей определить можно, да как доказать, что это кости именно домашней собаки, а не убитого и съеденного волка или шакала? До поры ответа на этот вопрос не было. Но мало-помалу находки накапливались. Их изучали, сравнивали, анализировали разные детали. И наконец, сложилась такая картина. В "кухонных кучах", относившихся к более древним временам, все кости, в том числе и те, которые считались собачьими, были раздроблены или расщеплены. Видно, люди съедали не только мясо, но и добывали костный мозг. А на свалках, образовавшихся позднее (или в древних, но в слоях, относящихся к более позднему периоду), среди раздробленных костей стали находить и целые. Определили, что целые - как раз кости собак. Значит, можно предположить, что в какой-то период собак перестали убивать ради мяса. Предположение это подтвердилось и таким открытием: на костях некоторых животных сохранились следы зубов и человека, и собаки. Видимо, человек уже начал подкармливать собаку, делиться с ней едой или отдавать остатки.
Находки, проливающие свет на историю взаимоотношений человека и собаки, имеют возраст восемь-десять тысяч лет. Естественно, напрашивается вывод: именно восемь-десять тысяч лет назад собака уже жила рядом с человеком. Возможно, уже на правах помощника, а может, и друга. В нашем понимании, конечно.
Кстати, примерно в то же время человек изобрел лук и стрелы. И в этом некоторые ученые находят подтверждение того, что собака могла уже помогать человеку на охоте. Раненное с большого расстояния животное могло скрыться в зарослях, укрыться в пещере. Человек терял его след. Собака умела найти его.
Очень логично и вполне убедительно: человек приручил собаку (точнее, волка, превратив его, возможно, сначала в полудомашнее животное), чтобы она помогала ему в охоте. Но у этой версии есть одно уязвимое место. Собачьи кости, которые находили и находят поблизости от стоянок первобытных людей в разных местах, очень отличаются по величине, массивности... Пока считали, что собаки произошли от разных предков, объясняли это так: в одних "кухонных кучах" сохранились кости собак, ведущих свое начало от волков, в других - от шакалов. Ведь шакалы, как мы уже говорили раньше, отличаются большим разнообразием. К тому же собаки, уже прирученные, могли продолжать скрещиваться с волками и шакалами. Так что ничего удивительного в том, что у разных племен были разные собаки. Впрочем, эти соображения как будто никак не противоречили тому, что собаки у человека появились восемь-десять тысяч лет назад. Но...
Изучая прошлую жизнь Земли, никогда не знаешь, какой еще сюрприз-находка может враз опрокинуть любую, казалось, безупречную гипотезу.
Однажды во время раскопок был найден череп небольшой и, по мнению ученых, уже одомашненной собачки. Определили возраст находки. Оказалось - примерно двадцатое тысячелетие до нашей эры! Находка эта была сделана на стоянке, которую древние наши предки разбили там, где сейчас побережье Балтийского моря. Как оказалась здесь собака? Человек приручил шакала? (Считалось, что собаки, кости которых и раньше находили в этих местах, происходили от шакалов.) Но шакалы не водились в этих краях уже восемь-десять тысяч лет назад. А здесь двадцать тысяч лет! Значит, собака пришла сюда вместе с человеком? Да, видимо, так. Дикий зверь вряд ли пойдет за человеком на многие сотни километров. Может, это был полуодомашненный зверь, то есть уже привыкший жить поблизости от человека, он еще не вполне доверявший ему?
Можно было бы допустить и такое, если бы не одна подробность. Люди, поселившиеся в этих краях, строили свои жилища посреди воды - на сваях. И добирались в них и обратно на сушу на лодках. Вряд ли полуприрученное, но еще полудикое животное стало бы дожидаться каждый раз человека на берегу. Жизнь в непосредственной близости с ним давала, может быть, и небольшие, но более надежные выгоды. Так что, скорее всего, та маленькая безымянная собачка и, возможно, другие, останки которых не сохранились, жили вместе с человеком в его свайных хижинах. А если это так, то были они уже не полудикими, а полностью одомашненными животными. И уже настолько доверяли человеку, что вместе с ним садились в лодку. Разнообразие же собак - судя по найденным костям - теперь объясняют не смешанным происхождением (от волка и шакала), а тем, что уже в те далекие времена человек, возможно, еще не вполне осознанно, но начал отбирать наиболее пригодных для него животных. Этот зачаточный искусственный отбор и привел в конце концов к возникновению первых пород.
Так что собаки, жившие в стойбищах человека восемь-десять тысяч лет назад, те самые, кости которых находили в "кухонных кучах", были приручены гораздо раньше.
Но когда?
...Лет восемьдесят назад сибирский учитель Савенков, прогуливаясь по берегу Енисея неподалеку от Красноярска, решил взобраться на холм, который жители называли Афонтовой горой. Внимание его привлекла пещера с заваленным входом. Савенков любопытства ради разобрал завал и обнаружил в пещере множество предметов, говоривших о том, что некогда здесь находилась стоянка первобытных людей. Немало там было и костей животных. Одна, как показалось учителю, очень напоминала собачью.
Савенков сообщил о своей находке ученым. Костью заинтересовались, тщательно исследовали и установили: действительно - собачья.
Находка Савенкова произвела сенсацию. Дело в том, что "возраст" стоянки человека в пещере Афонтовой горы был определен в шестнадцать тысяч лет. Значит, в этих краях собака жила рядом с человеком уже шестнадцать тысяч лет назад. То есть можно предположить, что первые шаги по одомашниванию собак были сделаны еще раньше.
Вслед за сибирской находкой сходные были сделаны в Крыму и на Кавказе, в Дании и во Франции. Там тоже были найдены поселения человека, имевшие такой же "возраст", что и в пещере Афонтовой горы. И среди прочих остатков тоже были найдены кости собак. Теперь уже не было сомнений - собака служит человеку как минимум пятнадцать тысяч лет. Не восемь, не десять, а пятнадцать тысяч лет. И это - как минимум. Конрад Лоренц, например, считает, что человек поселил собаку в своем жилище даже раньше - за двадцать тысяч лет до нашей эры. А начал приручать, подкармливать ее предков чуть ли не за пятьдесят тысяч лет.
Лоренц не одинок в своих предположениях. Немало ученых считают, что первые шаги к сближению с четвероногим другом человек сделал даже не пятьдесят, а шестьдесят тысячелетий назад. А это - время даже не кроманьонцев, непосредственных наших предшественников. Это время неандертальцев!
Но... Все это пока лишь предположения. Фактов, которые убедительно подтвердили бы их, нет. Впрочем, нет и фактов, способных опровергнуть эти предположения.
Ну так все-таки сколько же служит собака человеку? Если не пятьдесят, не шестьдесят тысяч лет, то сколько? Десять, шестнадцать, двадцать тысяч лет? Уж на этот счет, кажется, есть доказательства! Вполне возможно, что ответ: и десять, и шестнадцать, и двадцать тысячелетий будет правильным. Ведь приручение диких предков собаки шло не в одном каком-то месте - в разных частях земного шара. И в разное время. Где-то раньше. Где-то чуть позже. "Чуть", конечно, в масштабах тысячелетий.
Сейчас лучше других изучены стоянки наших предков в Европе и кое-где в Азии. Основными сведениями о времени одомашнивания собак мы располагаем именно благодаря раскопкам на этих стоянках. Но считается, что древнейшие центры одомашнивания животных - Северная Африка и Юго-Западная Азия. Подождем новых находок. Возможно, их сделаешь именно ты. И может, находки, сделанные в новых местах, подтвердят, что Конрад Лоренц и те, кто разделяет его точку зрения, правы?
Человек далекого прошлого (живший, скажем, сто тысяч лет назад) не был ни силачом, ни богатырем, ни великаном, как думают некоторые. Жизнь не баловала его. Он страдал от голода и холода, его донимали болезни. Неандертальцы - люди, жившие двести-тридцать пять тысяч лет назад, - редко доживали до 30 - 40 лет. Да, они уже владели дубинами и каменными топорами. Уже знали и поддерживали огонь и все же не чувствовали себя уверенно на Земле. Да, они уже охотились на мамонтов, но ведь вокруг еще были и огромные пещерные медведи и саблезубые тигры! Кроманьонцы, жившие на нашей планете сорок-десять тысяч лет назад, были совершеннее неандертальцев во всем. И ростом выше, и сильнее, и сообразительнее. И быт, и оружие у них были совершеннее. Тем не менее жизнь и этих людей была полна опасностей. Они окружали со всех сторон. И человек боялся. Грозных явлений природы. Хищников. Ночной темноты. Именно ночью человек был особенно беспомощен перед могучими хищниками. Они могли подкрасться бесшумно - зачастую их не пугали даже костры. Наверное, по ночам далекие наши предки особенно напряженно вслушивались в каждый шорох, каждый звук. По реву, вою, рычанию они уже умели определять зверей, знали, кто из них более страшен, кого можно не опасаться.
Среди тех, кто часто и достаточно близко подходил к стоянкам, были и волки. Вряд ли они нападали на людей как на добычу. Вокруг было достаточно зверей и птиц. Хотя и не исключено, что в пору неудачной охоты жертвой их мог стать одинокий охотник или женщина, неосторожно далеко ушедшая от стоянки. Но умные хищники, видимо, сообразили, что можно и другим способом утолять голод - вокруг стоянок всегда валялись кости, остатки шкур и внутренностей животных, все, что человек выбрасывал после удачной охоты. А иногда это могла быть и туша, припасенная человеком впрок. Постепенно волки привыкли к такой "подкормке" и все чаще стали располагаться вокруг стоянок в расчете на дармовщинку.
Вряд ли люди поначалу радовались такому соседству. Но, возможно, кто-то однажды заметил: незадолго до появления очень опасного зверя волки начинают вести себя беспокойно. Заметили это раз, другой, третий... А через какое-то время уже прочно усвоили: рычание или лай волков совпадает с появлением, например, медведя. Получив такое "предупреждение" от волков, человек успевал подготовиться к встрече с врагом или укрыться в надежном убежище.
Случалось, волки по какой-то причине уходили от человеческих поселений. И тогда могучие враги застигали людей врасплох. Наверное, немало наших предков погибло от таких внезапных нападений, прежде чем у человека забрезжила мысль: нужны сторожа.
Сколько сотен или тысяч лет прошло с того времени, когда человек сообразил, что волки его "сторожат", до того момента, когда он решил оставить при себе этих сторожей, мы, конечно, не знаем. Даже если бы и появились на этот счет какие-нибудь данные, все равно точно этот момент не определить. Потому что где-то это могло произойти раньше, где-то позже. Важно другое. Тот наш далекий предок, который догадался положить специально для волков кусок мяса неподалеку от стоянки, чтобы волки не ушли в эту ночь, - сделал величайшее дело для всего человечества.
...Немало лет ушло на необычное это сближение человека и волка. Но оно шло. Трудно. Медленно. С опаской с обеих сторон. Но и со своеобразным пониманием взаимной выгоды такого сближения. И вот наступило время, когда волку уже не надо было рыскать вокруг стоянки, а человеку украдкой разбрасывать мясо- приманку. Волк вошел в пещеру и растянулся поодаль от костра.
И это вполне могло быть именно так. Во всяком случае, в соответствии с одной из научных версий приручения волка, сначала шло взаимное присматривание человека и зверя друг к другу, возникало доверие, более доверчивые животные приручались и позже были одомашнены. Возможно, не сами, а их потомство.
А вот как именно было преодолено недоверие между людьми и волками, версия эта не объясняет. Да кстати, и не все ученые ее поддерживают. Трудно представить, считают они, что волк так легко отказался от врожденной привычки самостоятельно добывать пропитание и спокойно перешел на иждивение человека. Это с одной стороны. А с другой - уровень развития человека вряд ли позволял ему сообразить, какие выгоды сулит превращение дикого животного в домашнее.
Тем не менее Конрад Лоренц, о котором мы уже не раз упоминали и который был не только крупным ученым в области поведения животных, но и прекрасным писателем, пошел еще дальше в своем воображении. Вот что он представил себе... Племя, согнанное с привычных мест другим, более сильным, уходило в неведомые края. Страх и голод владели людьми. И все-таки вождь племени, найдя полуразложившуюся тушу какого-то животного, оставил кусок мяса для шакалов, голоса которых слышались в отдалении. (Когда Лоренц писал об этом, он еще считал, что собаки могли произойти не только от волков, но и от шакалов.)
Вождь повторял это много раз. Постепенно голоса зверей стали слышаться все ближе и ближе. Страх, который охватывал людей с наступлением тьмы, проходил: слыша голоса своих "сторожей", люди знали, что в случае чего они будут предупреждены об опасности. На родине люди племени и звери были на расстоянии, на новых землях они. стали гораздо ближе друг к другу. Люди позвали зверей за собой, и звери пошли за ними...
Тут, пожалуй, стоило бы сказать еще вот что. До сих пор среди ученых нет единого мнения, ради чего, собственно, была одомашнена собака. Одни считают - ради охоты. Другие - ради охраны. Сначала возникла потребность в стороже, а уж потом собак стали использовать во время охоты. Ну а дальше человек занялся отбором. Для охоты оставлял (а позже разводил и выбирал из потомства) собак с лучшими охотничьими качествами, для охраны - отбирал самых надежных сторожей.
Между прочим, насчет того, что собака вначале понадобилась как сторож, есть одна забавная легенда. Она издавна существует у племени куми, живущего на Филиппинах.
Когда Бог задумал создать первых людей (все остальное, в том числе и животных, он сотворил раньше), то вылепил из глины две человеческие фигурки. Хорошо поработав, Бог притомился и заснул. Только он уснул, как приползла огромная змея и съела фигурки. Пришлось Богу лепить новые. Но и их проглотила змея. Тогда Бог, прежде чем лепить новых человечков, вылепил собаку и ночью поставил ее рядом с человеческими фигурками. Когда приползла змея, собака набросилась на нее и прогнала. С тех пор собака стала надежным сторожем у человека.
Это - легенда. А как было на самом деле? Может быть, так?
...Маленький пушистый щенок уже почти потерял голос: голодный, замерзший, он уже несколько часов скулил, пищал, выл. Он звал мать. А она все не шла. Раньше она никогда не оставляла его так надолго. А если и уходила недалеко, тут же возвращалась, едва щенок подавал голос. Откуда было знать малышу, что мать уже не придет никогда, что она погибла. Он все скулил, все звал и звал на помощь и на заметил, как рядом вдруг оказались странные двуногие существа. Одно из них наклонилось над волчонком.
Возможно, дети в этот день отправились собирать хворост. А может, какие-то другие дела заставили их уйти из стойбища. Но сегодня они не принесли ни хвороста, ни других дел не сделали. Они вернулись с маленьким пушистым зверьком.
Допустим, что такое могло случиться на самом деле. Допустим, детей разжалобил беспомощный волчонок. Покорило то, что, едва оказавшись на руках, он перестал плакать и, прижавшись к груди, смешно и доверчиво посапывал. Дети знали о волках. Волчонок же о людях еще ничего не знал. Он позволил принести себя в человеческое жилище, а повзрослев, не убежал из стойбища, но стал охранять его, лаем, рычанием, воем предупреждая о приближении врага.
Волки живут стаями. Каждый член стаи - ее неотъемлемая часть. В волчьей стае принято "заботиться не только о себе, но и об остальных. И все остальные заботятся о каждом. А все вместе они подчиняются вожаку - без него стая не может существовать.
Осиротевшему волчонку нужна была стая. Потеряв мать, он потерял связь и со стаей. Люди заменили ему ее. Они стали кормить волчонка, согрели его. И подросший волчонок, следуя инстинкту, на заботу "стаи" стал отвечать тем же - предупреждать об опасности, защищать.
Наше предположение о том, как волк мог появиться среди людей, имеет, таким -образом, под собой вполне научную основу. Может быть, стоит только добавить еще одно.
У многих животных в очень юном возрасте срабатывает особой механизм - так называемый импринтинг. В переводе - "запечатление". Так, благодаря импринтингу только что вылупившиеся гусята начинают считать своей матерью любой движущийся предмет, попавший в их поле зрения. В обычных условиях это действительно мать - гусыня. Но были проведены опыты, когда вместо гусыни в период действия механизма запечатления гусятам подсовывали катящийся мяч, например. Гусята "запечатлевали" его. И с тех пор бегали за катящимся мячом, как за матерью. А уже не раз упоминавшийся нами Конрад Лоренц однажды сам с момента вылупления гусят и в течение нескольких дней после этого возился с ними. Те и решили - вот наша мама. И потом, пока гусята не подросли, куда бы ни отправлялся ученый, он всегда шел в сопровождении их дружной компании.
По Лоренцу, запечатление у щенков происходит в пятимесячном возрасте. Другие исследователи поведения животных считают, что месяца в два-три. Но так или иначе, в ходе запечатления щенки прочно усваивают жизненно важные привычки, которые во многом определяют их дальнейшее поведение.
Возможно, то же самое произошло со щенком волка в нашей истории? Ну с волчонком все вроде бы ясно. А почему люди приняли в свою "стаю" чужака? Научно обосновать мы это не сможем. Можно лишь порассуждать, опираясь в той или иной степени на косвенные доказательства и логику.
Может, сначала они хотели убить волчонка и съесть. И не сделали это сразу, потому что тогда у них был запас пищи. Кстати, существует предположение, вполне научное, что волки кое-где служили людям "живыми консервами". Может, оставили, чтобы с ним позабавиться. Среди ученых есть и такие, что считают: древние наши предки часто приносили в свои жилища пойманных молодых животных и с ними играли дети. Сначала игра, забава, потом люди и животные привязывались друг к другу. Животные оставались при человеке.
Так могло случиться и с нашим волчонком. К нему привыкли, оставили жизнь. Маленький пушистый щеночек превратился в красивую волчицу. И очень может быть, что дальше события развивались так: однажды она ушла от людей, потом - через какое-то время - вернулась. Но не одна. Волчица привела свое потомство. Она уже доверяла людям.
Так ли это было на самом деле или нет - неизвестно. Предположений насчет того, как и почему появился в человеческом жилище волк, много. ...Появление одного маленького волчонка, скорее всего, не изменило привычную жизнь наших далеких предков. Но несколько подросших волчат, а тем более взрослых волков (если принять нашу версию о волчице, приведшей к человеку свое потомство), - это уже было серьезно. Волк - хищник. Для пропитания ему требуется много мяса. А человеком оно добывалось на трудной охоте. Кому нужны лишние иждивенцы? Конечно, подросших волчат можно было бы прогнать или перебить. Но человек не сделал этого.. Как знать, может, наблюдая за поведением уже первого своего приемыша, люди оценили пользу от присутствия зверя с чутким слухом?
В каком-то конкретном случае - возможно. Но предвидеть, какую выгоду в будущем сулит приручение и одомашнивание зверя, - вряд ли. Люди тех далеких времен еще не умели мыслить абстрактно, полагают ученые. А может, к нашему волчонку просто привязались, начали испытывать к нему симпатию, какие-то добрые чувства? Привязались... Стали испытывать симпатию... Добрые чувства...
подборка А. Матвеева
|